Дима видел во сне Фрэйда, но не успел спросить, что это значит. (c)
Девушка-лягушка
Песня – со слов,
а сказка – с были.
читать дальше
В северных лесах жил князь. Было у него три сына. Старшего звали Святослав, среднего – Ярослав, а младшего – Добрыня. Говорит им князь таково слово:
— Состарился я. Пора вам женится. Идите к волхву. Он даст задания. Выполните их – выберете себе невест.
В древности существовал специальный обряд посвящения юношей в полноправные члены рода. Они уходили в лес, жили в особом доме, выполняли задания и подвергались суровым испытаниям. Только после их успешного прохождения юношу признавали взрослым и разрешали жениться. (слайд 9)
Пришли сыновья к волхву, и повелел он старшему убить большую щуку, среднему – рысь, а младшему – медведя.
Отправились братья в лесную избушку выполнять задания. Убил Святослав острогой щуку и решил сразу вернуться домой. Уговаривали его братья остаться, помочь им, да не послушал Святослав – ушел. Долго Ярослав с Добрыней искали рысь. Наконец нашли. Застрелил Ярослав рысь и возвратился домой. Остался Добрыня один. Трудно ему было, но выследил медведя, разъярил, остановил рогатиной и поразил ножом прямо в сердце.
Вернулся Добрыня домой, а дома все переменилось. Пока отец болел, старший сын подкупил дружину, и на вече она избрала его новым воеводой. Ярослав наобещал молодым парням богатство от торговли и все ладьи к рукам прибрал. Хотел отец свое добро меж сыновьями поровну поделить, да старшие воспротивились, силой себе все забрали, а Добрыню ни с чем, в дураках оставили. Стал он простым пахарем.
Пришла осень. Женились старшие братья на богатых красивых девушках и зажили весело. А за бедняка Добрыню никто свою дочь отдать не захотел. Прослыл он дураком: раз обеднел, значит — сам дурак.
Пошел Добрыня с горя в лес и увидел белую птицу. Подкрался, прицелился, а птица дальше перелетела. Опять подкрался, и опять птица перелетела. Понял тут Добрыня, что птица та непростая. Ведет его за собой. Пошел за ней, и привела белая птица Добрыню к дальнему холму. А у подножия холма камень, из-под того камня вода бьет. Наклонился Добрыня к воде, хотел зачерпнуть ключевой воды и видит – в воде девичье лицо отражается. Изловчился и схватил за руку девушку, что за камнем пряталась.
Долго лесная девушка из рук Добрыни вырывалась, да не отпустил ее молодец: коль белая птица на нее указала, знать, то судьба. Привел он девушку домой. Плакала она долго, говорила что-то на непонятном языке, видать, домой просила отпустить, а потом смирилась и стала Добрыне хорошей женой. Постепенно и языку русскому выучилась. Звали ее Валге, а по-нашему – Светланой.
Добрыня в ней души не чаял. Была Валге умная, добрая, работящая, а уж красавица такая, что ни в сказке сказать, ни пером описать. Да только красы ее люди не видели, потому как ходила Валге в одежде лесного племени. А одежда та была из звериных шкур. И украшали ее диковинные прикрасы. Смысла их никто не понимал, и все смеялись над Валге. Особенно смешили подвески в форме утиных лапок. Утиные лапки, как и лягушачьи, с перепонками, поэтому и прозвали Валге Лягушкой.
Каких только небылиц про неё ни придумывали! Каждый смеялся как мог. Доставалось и Добрыне. Вот, мол, дурак, не на русской женился, а где-то на болоте инородицу нашёл. Ни ступить, ни молвить не умеет!
Валге и вправду многого не умела. Молода была, да и в племени её земледелием мало занимались. Но не сама она судьбу выбрала, не сама к русским пришла, потому и обидно ей было насмешки слушать. Много бедная плакала , но всему училась. Стала не хуже других, и прясть, и ткать, да злые языки не унимались. Решил тогда старый князь помочь Валге и Добрыне: устроить всем невесткам испытания. Призвал он к себе сыновей и приказывает:
- А ну-ка, которая из невесток, хозяйничает лучше всех? Чтобы жёны ваши испекли мне к завтрему по мягкому хлебу!
Воротился Добрыня домой невесел, ниже плеч буйну голову повесил.
- Добрынюшка, почто так кручинен стал? – спрашивает его Валге.- Аль услышал от отца слово неприветливое?
- Как мне не кручиниться? Князь мой батюшка приказал всем невесткам к завтрему испечь по хлебу мягкому. А хорошо ли ты испечёшь? У вас в племени рожь да жито, поди, и не сеют? Вы все охотой промышляете.
- Не тужи, Добрынюшка! Ложись-ка спать-почивать. Утро вечера мудренее.
Уложила мужа, а сама взялась за работу. Проснулся Добрыня, а на столе хлеб готов - пышный, румяный и такой красоты, что ни вздумать, ни взгадать, только в сказке сказать! Изукрашен хлеб разными хитростями, знаками тайными. Обрадовался Добрыня, завернул хлеб в полотенце и понёс к отцу. Принесли свои хлебы и другие сыновья.
Считая природу разумной и божественной, язычники постоянно обращались к ней за помощью. Празднична выпечка тоже всегда была связана с надеждами на помощь сил природы. На Руси до недавнего времени в марте пекли булочки в форме жаворонков, призывая весну. На Вознесение – печенье-лесенки ( чтобы помочь росту хлебов) и колосья (чтобы такие же высокие были и на полях). На Рождество выпекали разнообразные фигурки птиц, зайчиков и других животных, называя их всех « коровками». Если присмотреться к другим всем известным формам булочек, то бросается в глаза их несомненное сходство со знаками солнца или земли. Нарезной батон напоминает языческий пирог – лесенку, а плетёнка (хала) - колосок.
Украшения выпекаемых до сих пор в деревнях пирогов также не случайны: общая форма (круглая или прямоугольная) напоминает поле. Сверху пирог покрывают вареньем, а поверх него укладывают полоски теста, указывающие на двойную вспашку поля вдоль и поперёк, которую нередко применяли на тяжёлых, глинистых почвах. В результате получается древнее символическое изображение распаханного и засеянного поля. (слайд 9)
Князь сперва принял хлеб от старшего сына, посмотрел-посмотрел и отослал на кухню. Принял хлеб от среднего сына и отослал туда же. Подал свой хлеб Добрыня, а князь и говорит:
- Вот это хлеб! Его только в праздник есть! – И приказал подать его ко княжескому столу.
После того князь сказал сыновьям:
- Хочу теперь посмотреть, которая из невесток лучше всех рукодельничает. Чтобы жён ваши соткали мне за единую ночь по полотенцу
С давних пор люди поняли, что все благополучие создается трудом. В умах древних это представление приобрело мистическую окраску. Они считали, что труд разгоняет злые силы. На этой основе возникла вера в то, что если вещь полностью сделана за один прием, то есть работа по изготовлению шла без отдыха, то такая вещь обладает свойством отгонять злых духов. При этом было важно, чтобы руки человека практически не прерывали контакт с создаваемой вещью (только в этом случае злые силы не смогут прикоснуться к предмету труда), поэтому работа длилась от зари до зари и, соответственно, вещь получала название «обыденной» (сработанной «об один день»). Обыденные полотенца вешали на окна и над дверью для защиты от проникновения в дом злых духов. (слайд 11)
Воротился домой Добрыня невесел. Опять ниже плеч буйну голову повесил.
- Что закручинился, Добрыня? Или батюшке мой хлеб не по нраву пришёлся? Аль услышал от него слово жесткое, неприветливое?
- Как мне не кручиниться, как не печалиться? Князь мой батюшка за хлеб велел благодарить, да еще приказал всем невесткам за единую только ночь соткать ему по полотенцу. А сумеешь ли ты? У вас в племени льна не сеют. Вы все в звериные шкуры одеваетесь.
- Не тужи, Добрыня, не горюй! Ложись-ка спать, сам увидишь, что утро вечера мудренее!
Уложила она его спать, а сама села ткать. Наутро проснулся Добрыня, а полотенце давно готово – такое длинное, тонкое, что ни вздумать, ни взгадать, только в сказке сказать! Обрадовался Добрыня, взял полотенце и понес к отцу. В это время принесли дары и другие сыновья.
Подал старший сын коротенькое грубое полотенце. Князь велел его принять, посмотрел и сказал:
- Благодарствуй, хорошо будет нос утирать!
Средний сын поднес отцу полотенце подлиннее и побелее. Князь принять его повелел, потрогал и сказал:
- Благодарствуй, пригодится руки вытирать!
Как развернул полотенце Добрыни, все так и ахнули. Князь сам принял его, загляделся, а потом приказ отдал:
- Украсить им мою горницу!
И повелел своим сыновьям, чтобы завтра же явились к нему на пир вместе с женами.
Опять воротился Добрыня невесел, ниже плеч буйну голову повесил.
- Добрынюшка, что кручинен стал? – спрашивает его Валге – Али не понравилось батюшке мое полотенце? Аль услышал от него слово неприветливое?
- Как мне не кручиниться, как не печалиться? Князь мой батюшка за полотенце велел благодарить да приказал всем явиться к нему на пир завтра с женами. А как я тебя в люди покажу? Ты же все в звериной шкуре ходишь. Как на празднике плясать будешь?
- Не печалься, Добрыня, не горюй! – ответила ему жена. – Так и быть, надену я русскую рубаху и спляшу на празднике. Ложись спать, утро вечера мудренее!
Наутро Валге говорит Добрыне:
- Ступай один, а я следом буду. Как услышите шум да стук, не удивляйся. Скажи, что это твоя лягушонка в лодочке плывет.
Ушел Добрыня, а Валге сняла одежду своего племени и надела русскую рубаху. Подняла длинные рукава и закрепила их браслетами на запястьях.
Рубахи в старину шили с длинными рукавами. Это делалось для тепла, так как перчаток еще не придумали. В холодную погоду человек распускал рукава и так защищал кисти рук от холода. Естественно, что работать спустя рукава было невозможно. Поэтому для работы их закатывали вверх и уже после этого, засучив рукава, принимались за дело. Зажиточные люди имели специальные браслеты для удерживания рукавов на запястьях. Каждый представлял собой две изогнутые металлические пластины, которые (не перепутав!) надо было защелкивать либо на правой, либо на левой руке. На браслете для правой руки гравировали знаки воды, так как за столом кружку мы, как правило, берем правой рукой. На браслете для левой – изображали птиц, так как жареную птицу брали за столом левой рукой. (слайд 12)
Надела Валге русские украшения, и три солнца засверкали у нее на кокошнике спереди, три звезды и месяц под косой – сзади. Облака кружевами легли на лоб, а височные подвески каплями дождя устремились вниз. Священные девы-птица украсили грудь, даря влагу растениям и счастье людям.
В языческие времена люди считали, что в мире действуют добрые и злые силы. Защитой от злых духов служит одежда. Там, где тело не закрыто, злые духи могут проникнуть под одежду. Для защиты от них люди призывали на помощь природные объекты и явления: солнце, молнию, гром, дождь, и т. п. Их вышивали по вороту рубах, по краям рукавов, по подолу платьев.
Села Валге в долбленую лодку и поплыла. Не столько веслом гребет, сколько в бубен бьет – злых духов отгоняет.
В древности люди считали, что резкие звуки отгоняли злых духов, поэтому мерянки носили шумящие подвески, состоящие из небольших колокольчиков, которые звенели при ходьбе. Подобные представления имеют многие народы. (слайд 13)
А на пиру братья со своими женами над Добрыней смеются:
- Что же ты без жены пришел? Хоть бы в звериной шкуре привел.
Вдруг шум да стук. Все дивятся, а Добрыня говорит:
- Не волнуйтесь, гости дорогие, это моя лягушонка в лодчонке плывет!
Подплыла лодка к берегу и вышла из нее такая красавица, что ни в сказке сказать, ни пером описать! Многие и не узнали сразу Валге.
Стали гости есть да пить, веселиться. После пляски пошли. Тотчас Валге подхватила Добрыню и вышла в круг. Сначала вином и птицей богов угостила. Потом браслеты раскрыла, рукава рубахи до пола распустила. Плясать пошла – лебедушкой стала. Уж плясала-плясала – всем на диво! Рукой правой взмахнет – знак воды на браслете сверкнет, левой взмахнет – белый лебедь блеснет. (слайд 14)
Увидели жены Ярослава и Святослава, что Валге всех очаровала, позавидовали. Сами вышли плясать – гостям ноги отдавили, князя рукавом по лицу задели.
Тем временем улучил Добрыня минутку, побежал домой нашел одежду Валге и спалил ее. Возвратилась Валге домой – нет одежды. Приуныла, запечалилась, расплакалась и говорит мужу:
- Ох, Добрыня! Что ты наделал? Еще немного подождал, и твоею вечно была, а теперь должна идти к своему племени и просить у кудесника прощения за то, что нарушила обычай, до срока сняла свою одежду.
При родовом строе человек мог выжить только в обществе других людей, а, оставшись один, был обречен на гибель. В связи с этим у многих племен был определен срок отсутствия, по прошествии которого человек, покинувший свой род и племя, считался умершим.
Долго уговаривал Добрыня ее никуда не ходить, здесь ее богам жертву принести. Не послушала Валге, убежала на рассвете. Проснулся Добрыня – нет жены. Погоревал, да делать нечего, пошел искать. Вышел за деревню, а навстречу ему старейшина рода:
- Здравствуй! Куда путь держишь?
Рассказал ему Добрыня о своем несчастье.
- Эх, молодец! Зачем ты чужую одежду спалил? Не ты одевал, не тебе и снимать было! Ну, я тебе помогу. Ступай по этой тропинке, она приведет к племени охотников.
Пошел Добрыня по тропинке. Шел долго по лесам чужого племени, только зверя, птицу не бил, рыб не ловил – грибами и ягодами питался
Вышел к маленькой избушке без окон, без дверей, на куренных ножках.
Куренный - обожженный. В. И. Даль в своем толковом словаре пишет, что слово “кур” означало дым. Избушка стояла на столбах (ногах), которые для защиты от быстрого гниения обкурили, обожгли. (слайд 15)
Приподнял молодец крышу и увидел скелет. Ноги костяные в углы расставлены, груди на грядке, зубы на полке.
Ноги костяные. У покрытого истлевающей одеждой скелета, прежде всего бросаются в глаза свободные от одежды части: зубы и ноги. Приводимая в сказке
Деталь свидетельствует о том, что избушка была очень маленькая и ноги для устойчивости посадки мертвеца расставляли к боковым стенкам.
Грядка – это круглая палочка, устанавливаемая горизонтально от одной стены до другой. Расположенная под грудью, она поддерживала труп, не давая ему упасть вперёд.
Полка – плоская дощечка от стены до стены, устанавливалась для поддержания головы. (слайд 16)
Понял Добрыня, что это захоронение святой женщины из племени охотников. Решил он испросить у неё благословения. Сел перед избушкой и говорит:
- Не сердись на меня, бабушка, что пришёл в твой лес. Я зверя не бил, птицу не стрелял и рыбу не ловил. Не корысти ищу, а жену. Благослови на дело доброе.
В древности мир считали трехчастным: небо – Верхний мир, земля – Средний мир, подземное пространство – Нижний мир, Мир мертвых. Многие народы, в том числе угрофинские, верили, что каждый человек имеет две души: светлую и темную. Светлая душа, или душа-тень – толкает на злые, дурные поступки. После смерти светлая душа улетает на небо и живет там в образе птицы, а темная, достигнув Нижнего мира, как бы возрождается там в образе умершего человека. Этот человек живет в Мире мертвых и день ото дня молодеет, так как Нижний мир – это полная противоположенность нашему миру, и, причем в зеркальном отражении. В конце концов тень умершего человека совсем уменьшается и исчезает. В тот же миг на земле рождается младенец, а из Верхнего мира возвращается душа-птица и одушевляет новорожденного. Люди боялись души-тени, поэтому, если умирал плохой человек с большой черной душой, его закапывали глубоко в землю, иногда лицом в землю, чтобы его душа-тень быстрее ушла в Нижний мир. Напротив, безгрешных младенцев хоронили в неглубоких ямках, чаще клали в дупла или, положив зыбку (люльку), вешали на ветви деревьев. Так родственники стремились сократить душе-птице умершего путь на небо. В соответствии с этими представлениями самых достойных хоронили на возвышениях или в домиках на сваях. Вероятно, к таким захоронениям относится и угрофинское в избушке на сваях. (слайд 17)
Долго сидел Добрынюшка. Долго ждал знака Царства небесного или Царства подземного. Вдруг видит: серая птичка прилетела и на избушку села. Это лесная баба добрый знак ему подала. Поклонился Добрыня ей и пошел дальше.
Вера в добрые и не добрые предзнаменования существует и сейчас. Боязнь, например, черных кошек.
Шел он долго ли, коротко ли по лесам охотничьего племени. Вышел к реке, а у реки как раз и жили лесные охотники. Зашел в крайнюю избушку, а в ней старуха лежит.
- Здравствуй! – говорит Добрыня.
- Фу! Фу! Русский! – Заворчала старуха. – Зачем пожаловал?
- Ах ты, старая хрычовка! – возмутился Добрыня – Так-то ты гостя встречаешь?! Ты бы прежде меня напоила, накормила, в бане выпарила, да тогда бы спрашивала.
Законы гостеприимства были схожими у всех народов. Человек, вошедший в дом, должен был получить от хозяина кров, пищу и защиту. Любого, не оказавшего помощи путнику, сурово осуждали люди и, как считалось, боги.
(слайд 18)
Стыдно стало старухе. Встала она, накормила Добрыню, напоила, в бане выпарила, а он рассказал ей, что ищет жену свою, Валге.
- А, знаю! – сказала старуха – Она в племя вернулась, все ее простили, да Кощей Бессмертный Валге у себя женой оставил.
- Как же?! – поразился Добрыня – Ведь она моя жена?!
- Была твоей и твоей навек бы осталась, коль семь лун с тобой прожила. Только тот, кто вне рода семь лун проживет, перестанет принадлежать роду и его богам. Ты ее одежду сжег, и она вынуждена была вернуться. Кощей – вождь рода, кудесник рода и отец рода. Все девушки сначала ему принадлежат. Валге ты до срока у нее выкрал, поэтому, кода она вернулась, он ее у себя оставил, - объяснила старуха.
- Я убью Кощея! – сказал Добрыня.
- Трудно Валге вернуть, нелегко с Кощеем сладить! Он ведь бессмертный.
- Бессмертных не бывает!
- Бывают. Жизнь человека в его душе. Он свою душу от тела отделил, в оберег спрятал. Только тот, кто тайный оберег Кощея найдет и на глазах у него сломает, и сможет убить Кощея Бессмертного!
После того как утвердилось представление о том, что душа есть основная сущность жизни, у людей возникла идея спрятать ее куда-нибудь и самим сделаться бессмертными. У древних народов были специальные заклинания, произнеся которые, человек мог сам отделить душу от тела и перевести ее в какой-либо предмет. Человек, спрятавший свою душу, был бесстрашен в бою, так как не сомневался в своем бессмертии. Это придавало ему силы, спасало от гибели. (слайд 19)
- А какой это оберег? Где он? Где смерть Кощея? – спросил Добрыня.
- Не знаю, - ответила старуха. Завтра поутру Кощей уезжает на войну. Найди Валге и спроси у нее. Может, она знает?
Наутро Кощей со двора, а Добрыня во двор – стал у ворот и стучится. Валге отворила, глянула и заплакала. Вошли они в дом, сели за стол и стали разговаривать. Научает Добрыня Валге:
- Спроси у Кощея Бессмертного, где его смерть.
- Хорошо, спрошу.
Только Добрыня успел со двора уйти, а Кощей - во двор.
- А-а-а! – говорит. – Русской косткой пахнет! Знать, у тебя Добрыня был!
- Что ты, Кощей Бессмертный! Где мне Добрыню видеть? Как ему сюда добраться? Никому не пройти лесов дремучих, грязей вязучих. А коли пошёл Добрыня за мной, то его поди, звери съели.
Стали они ужинать. Валге и спрашивает:
- Скажи мне, Кощей Бессмертный, где твоя смерть?
- На что тебе, глупая баба?
- Я жена твоя, хочу всё о тебе знать.
- Моя смерть, - усмехнулся Кощей, - в этом венике завязана.
Рано утром уехал Кощей на войну, а Добрыня пришел к Валге и спрашивает:
- Узнала, где смерть Кощея?
- Узнала. Кощей сказал, что в этом венике завязана.
- Нет, - говорит Добрыня, - что-то тут не то. Не мог Кощей оберегом веник сделать. Он обманул тебя. Притворись поглупее, да будь похитрее. Выведай получше.
- Хорошо, - ответила Валге. – Выведаю.
Только успел Добрыня со двора уйти, а Кощей – во двор.
- А-а-а!- говорит. – Русским духом пахнет! Знать, у тебя Добрыня был.
- Что ты! Не пройти ему лесов дремучих. А коли пошел за мной, так его, поди, звери растерзали.
Глянул Кощей на стол, а на столе веник стоит, весь яркими лентами да золотыми украшениями разукрашен.
- Ты что веник на стол поставила, да еще и золотом разукрасила?! – возмутился Кощей.
- Ах, Кощей Бессмертный! Сам видишь, как я тебя почитаю: коли ты мне дорог, так и смерть твоя мне дорога! Сам же сказал, что смерть твоя в венике завязана!
- Неразумная! То я пошутил, - смягчился Кощей.
- А где же твоя смерть? – спрашивает Валге.
- Моя смерть в стреле, стрела в колоде, колода на дубу, дуб на горе, гора на острове, остров посреди большого озера.
Наутро как только уехал Кощей на войну, рассказала Валге Добрыне, где искать Кощееву смерть.
Пришел Добрыня к тому озеру, сделал плот и добрался до озера. Поднялся на гору, нашел старый дуб, снял с него засмоленную колоду и разбил. Достал заветную черную стрелу, в которую Кощей свою душу перевел, и принес ее к Кощееву дому. Как увидел Кощей свой оберег, так и затрясся от злости. Бросился он на Добрыню, но Добрыня успел стрелу сломать. Стали они бится-сражаться, да сил у Кощея уже не было. Сколько не бился Кощей, сколько не метался во все стороны, а убил его Добрыня. Вошел он в дом Кощея и вывел Валге.
А тут уж лесные охотники пришли, стали просить Добрыню их вождем стать.
Не согласился Добрыня и воротился вместе с Валге к русским. Князь на радостях устроил пир. С тех пор уже никто не называл Валге лягушкой. Стали ее Светланой звать. Жили они с Добрыней долго и счастливо, а предки их и сейчас на Руси живут.
Заключение
Джон Рональд Руэл Толкиен пишет: "Ясно, что волшебные истории очень древни. Они появляются среди самых старых из известных записей; они вездесущи - как и язык. Здесь мы сталкиваемся с разными сторонами проблемы: независимое развитие сходных историй; родство их; распространение знания из одного или нескольких центров.
История волшебных сказок, возможно, гораздо сложнее, чем история человечества. Все три фактора: родство, распространение и независимое создание сходных легенд - сыграли свою роль в запутанной сети Сказаний. Вряд ли кто-нибудь сможет ныне распутать ее, разве что эльфы. Из трех этих сил создание сказки, безусловно, самая важная и самая таинственная.
Если говорить о создателе волшебной истории, сказочнике, - то две другие силы можно оставить пока в стороне. Распространение - это всего лишь вопрос об истоках, т.е. места, где некогда жил изобретатель; родство, т.е. распространение историй во времени, мы найдем, исследуя родственные связи и найдя прародителя. Допуская независимое возникновение в мире сходных историй, - мы просто увеличим число предков-изобретателей, но ничуть не приблизимся к пониманию их даров нам"
После такого анализа остается только воскликнуть: "Я знаю только то, что ничего не знаю. На этом я заканчиваю мое долгое путешествие к истокам реки забвения. И как говорили меряне: joulus pa joulus. Да будет и будет жить наше финское прошлое в русской народной сказке! (слайд 21)
Песня – со слов,
а сказка – с были.
читать дальше
В северных лесах жил князь. Было у него три сына. Старшего звали Святослав, среднего – Ярослав, а младшего – Добрыня. Говорит им князь таково слово:
— Состарился я. Пора вам женится. Идите к волхву. Он даст задания. Выполните их – выберете себе невест.
В древности существовал специальный обряд посвящения юношей в полноправные члены рода. Они уходили в лес, жили в особом доме, выполняли задания и подвергались суровым испытаниям. Только после их успешного прохождения юношу признавали взрослым и разрешали жениться. (слайд 9)
Пришли сыновья к волхву, и повелел он старшему убить большую щуку, среднему – рысь, а младшему – медведя.
Отправились братья в лесную избушку выполнять задания. Убил Святослав острогой щуку и решил сразу вернуться домой. Уговаривали его братья остаться, помочь им, да не послушал Святослав – ушел. Долго Ярослав с Добрыней искали рысь. Наконец нашли. Застрелил Ярослав рысь и возвратился домой. Остался Добрыня один. Трудно ему было, но выследил медведя, разъярил, остановил рогатиной и поразил ножом прямо в сердце.
Вернулся Добрыня домой, а дома все переменилось. Пока отец болел, старший сын подкупил дружину, и на вече она избрала его новым воеводой. Ярослав наобещал молодым парням богатство от торговли и все ладьи к рукам прибрал. Хотел отец свое добро меж сыновьями поровну поделить, да старшие воспротивились, силой себе все забрали, а Добрыню ни с чем, в дураках оставили. Стал он простым пахарем.
Пришла осень. Женились старшие братья на богатых красивых девушках и зажили весело. А за бедняка Добрыню никто свою дочь отдать не захотел. Прослыл он дураком: раз обеднел, значит — сам дурак.
Пошел Добрыня с горя в лес и увидел белую птицу. Подкрался, прицелился, а птица дальше перелетела. Опять подкрался, и опять птица перелетела. Понял тут Добрыня, что птица та непростая. Ведет его за собой. Пошел за ней, и привела белая птица Добрыню к дальнему холму. А у подножия холма камень, из-под того камня вода бьет. Наклонился Добрыня к воде, хотел зачерпнуть ключевой воды и видит – в воде девичье лицо отражается. Изловчился и схватил за руку девушку, что за камнем пряталась.
Долго лесная девушка из рук Добрыни вырывалась, да не отпустил ее молодец: коль белая птица на нее указала, знать, то судьба. Привел он девушку домой. Плакала она долго, говорила что-то на непонятном языке, видать, домой просила отпустить, а потом смирилась и стала Добрыне хорошей женой. Постепенно и языку русскому выучилась. Звали ее Валге, а по-нашему – Светланой.
Добрыня в ней души не чаял. Была Валге умная, добрая, работящая, а уж красавица такая, что ни в сказке сказать, ни пером описать. Да только красы ее люди не видели, потому как ходила Валге в одежде лесного племени. А одежда та была из звериных шкур. И украшали ее диковинные прикрасы. Смысла их никто не понимал, и все смеялись над Валге. Особенно смешили подвески в форме утиных лапок. Утиные лапки, как и лягушачьи, с перепонками, поэтому и прозвали Валге Лягушкой.
Каких только небылиц про неё ни придумывали! Каждый смеялся как мог. Доставалось и Добрыне. Вот, мол, дурак, не на русской женился, а где-то на болоте инородицу нашёл. Ни ступить, ни молвить не умеет!
Валге и вправду многого не умела. Молода была, да и в племени её земледелием мало занимались. Но не сама она судьбу выбрала, не сама к русским пришла, потому и обидно ей было насмешки слушать. Много бедная плакала , но всему училась. Стала не хуже других, и прясть, и ткать, да злые языки не унимались. Решил тогда старый князь помочь Валге и Добрыне: устроить всем невесткам испытания. Призвал он к себе сыновей и приказывает:
- А ну-ка, которая из невесток, хозяйничает лучше всех? Чтобы жёны ваши испекли мне к завтрему по мягкому хлебу!
Воротился Добрыня домой невесел, ниже плеч буйну голову повесил.
- Добрынюшка, почто так кручинен стал? – спрашивает его Валге.- Аль услышал от отца слово неприветливое?
- Как мне не кручиниться? Князь мой батюшка приказал всем невесткам к завтрему испечь по хлебу мягкому. А хорошо ли ты испечёшь? У вас в племени рожь да жито, поди, и не сеют? Вы все охотой промышляете.
- Не тужи, Добрынюшка! Ложись-ка спать-почивать. Утро вечера мудренее.
Уложила мужа, а сама взялась за работу. Проснулся Добрыня, а на столе хлеб готов - пышный, румяный и такой красоты, что ни вздумать, ни взгадать, только в сказке сказать! Изукрашен хлеб разными хитростями, знаками тайными. Обрадовался Добрыня, завернул хлеб в полотенце и понёс к отцу. Принесли свои хлебы и другие сыновья.
Считая природу разумной и божественной, язычники постоянно обращались к ней за помощью. Празднична выпечка тоже всегда была связана с надеждами на помощь сил природы. На Руси до недавнего времени в марте пекли булочки в форме жаворонков, призывая весну. На Вознесение – печенье-лесенки ( чтобы помочь росту хлебов) и колосья (чтобы такие же высокие были и на полях). На Рождество выпекали разнообразные фигурки птиц, зайчиков и других животных, называя их всех « коровками». Если присмотреться к другим всем известным формам булочек, то бросается в глаза их несомненное сходство со знаками солнца или земли. Нарезной батон напоминает языческий пирог – лесенку, а плетёнка (хала) - колосок.
Украшения выпекаемых до сих пор в деревнях пирогов также не случайны: общая форма (круглая или прямоугольная) напоминает поле. Сверху пирог покрывают вареньем, а поверх него укладывают полоски теста, указывающие на двойную вспашку поля вдоль и поперёк, которую нередко применяли на тяжёлых, глинистых почвах. В результате получается древнее символическое изображение распаханного и засеянного поля. (слайд 9)
Князь сперва принял хлеб от старшего сына, посмотрел-посмотрел и отослал на кухню. Принял хлеб от среднего сына и отослал туда же. Подал свой хлеб Добрыня, а князь и говорит:
- Вот это хлеб! Его только в праздник есть! – И приказал подать его ко княжескому столу.
После того князь сказал сыновьям:
- Хочу теперь посмотреть, которая из невесток лучше всех рукодельничает. Чтобы жён ваши соткали мне за единую ночь по полотенцу
С давних пор люди поняли, что все благополучие создается трудом. В умах древних это представление приобрело мистическую окраску. Они считали, что труд разгоняет злые силы. На этой основе возникла вера в то, что если вещь полностью сделана за один прием, то есть работа по изготовлению шла без отдыха, то такая вещь обладает свойством отгонять злых духов. При этом было важно, чтобы руки человека практически не прерывали контакт с создаваемой вещью (только в этом случае злые силы не смогут прикоснуться к предмету труда), поэтому работа длилась от зари до зари и, соответственно, вещь получала название «обыденной» (сработанной «об один день»). Обыденные полотенца вешали на окна и над дверью для защиты от проникновения в дом злых духов. (слайд 11)
Воротился домой Добрыня невесел. Опять ниже плеч буйну голову повесил.
- Что закручинился, Добрыня? Или батюшке мой хлеб не по нраву пришёлся? Аль услышал от него слово жесткое, неприветливое?
- Как мне не кручиниться, как не печалиться? Князь мой батюшка за хлеб велел благодарить, да еще приказал всем невесткам за единую только ночь соткать ему по полотенцу. А сумеешь ли ты? У вас в племени льна не сеют. Вы все в звериные шкуры одеваетесь.
- Не тужи, Добрыня, не горюй! Ложись-ка спать, сам увидишь, что утро вечера мудренее!
Уложила она его спать, а сама села ткать. Наутро проснулся Добрыня, а полотенце давно готово – такое длинное, тонкое, что ни вздумать, ни взгадать, только в сказке сказать! Обрадовался Добрыня, взял полотенце и понес к отцу. В это время принесли дары и другие сыновья.
Подал старший сын коротенькое грубое полотенце. Князь велел его принять, посмотрел и сказал:
- Благодарствуй, хорошо будет нос утирать!
Средний сын поднес отцу полотенце подлиннее и побелее. Князь принять его повелел, потрогал и сказал:
- Благодарствуй, пригодится руки вытирать!
Как развернул полотенце Добрыни, все так и ахнули. Князь сам принял его, загляделся, а потом приказ отдал:
- Украсить им мою горницу!
И повелел своим сыновьям, чтобы завтра же явились к нему на пир вместе с женами.
Опять воротился Добрыня невесел, ниже плеч буйну голову повесил.
- Добрынюшка, что кручинен стал? – спрашивает его Валге – Али не понравилось батюшке мое полотенце? Аль услышал от него слово неприветливое?
- Как мне не кручиниться, как не печалиться? Князь мой батюшка за полотенце велел благодарить да приказал всем явиться к нему на пир завтра с женами. А как я тебя в люди покажу? Ты же все в звериной шкуре ходишь. Как на празднике плясать будешь?
- Не печалься, Добрыня, не горюй! – ответила ему жена. – Так и быть, надену я русскую рубаху и спляшу на празднике. Ложись спать, утро вечера мудренее!
Наутро Валге говорит Добрыне:
- Ступай один, а я следом буду. Как услышите шум да стук, не удивляйся. Скажи, что это твоя лягушонка в лодочке плывет.
Ушел Добрыня, а Валге сняла одежду своего племени и надела русскую рубаху. Подняла длинные рукава и закрепила их браслетами на запястьях.
Рубахи в старину шили с длинными рукавами. Это делалось для тепла, так как перчаток еще не придумали. В холодную погоду человек распускал рукава и так защищал кисти рук от холода. Естественно, что работать спустя рукава было невозможно. Поэтому для работы их закатывали вверх и уже после этого, засучив рукава, принимались за дело. Зажиточные люди имели специальные браслеты для удерживания рукавов на запястьях. Каждый представлял собой две изогнутые металлические пластины, которые (не перепутав!) надо было защелкивать либо на правой, либо на левой руке. На браслете для правой руки гравировали знаки воды, так как за столом кружку мы, как правило, берем правой рукой. На браслете для левой – изображали птиц, так как жареную птицу брали за столом левой рукой. (слайд 12)
Надела Валге русские украшения, и три солнца засверкали у нее на кокошнике спереди, три звезды и месяц под косой – сзади. Облака кружевами легли на лоб, а височные подвески каплями дождя устремились вниз. Священные девы-птица украсили грудь, даря влагу растениям и счастье людям.
В языческие времена люди считали, что в мире действуют добрые и злые силы. Защитой от злых духов служит одежда. Там, где тело не закрыто, злые духи могут проникнуть под одежду. Для защиты от них люди призывали на помощь природные объекты и явления: солнце, молнию, гром, дождь, и т. п. Их вышивали по вороту рубах, по краям рукавов, по подолу платьев.
Села Валге в долбленую лодку и поплыла. Не столько веслом гребет, сколько в бубен бьет – злых духов отгоняет.
В древности люди считали, что резкие звуки отгоняли злых духов, поэтому мерянки носили шумящие подвески, состоящие из небольших колокольчиков, которые звенели при ходьбе. Подобные представления имеют многие народы. (слайд 13)
А на пиру братья со своими женами над Добрыней смеются:
- Что же ты без жены пришел? Хоть бы в звериной шкуре привел.
Вдруг шум да стук. Все дивятся, а Добрыня говорит:
- Не волнуйтесь, гости дорогие, это моя лягушонка в лодчонке плывет!
Подплыла лодка к берегу и вышла из нее такая красавица, что ни в сказке сказать, ни пером описать! Многие и не узнали сразу Валге.
Стали гости есть да пить, веселиться. После пляски пошли. Тотчас Валге подхватила Добрыню и вышла в круг. Сначала вином и птицей богов угостила. Потом браслеты раскрыла, рукава рубахи до пола распустила. Плясать пошла – лебедушкой стала. Уж плясала-плясала – всем на диво! Рукой правой взмахнет – знак воды на браслете сверкнет, левой взмахнет – белый лебедь блеснет. (слайд 14)
Увидели жены Ярослава и Святослава, что Валге всех очаровала, позавидовали. Сами вышли плясать – гостям ноги отдавили, князя рукавом по лицу задели.
Тем временем улучил Добрыня минутку, побежал домой нашел одежду Валге и спалил ее. Возвратилась Валге домой – нет одежды. Приуныла, запечалилась, расплакалась и говорит мужу:
- Ох, Добрыня! Что ты наделал? Еще немного подождал, и твоею вечно была, а теперь должна идти к своему племени и просить у кудесника прощения за то, что нарушила обычай, до срока сняла свою одежду.
При родовом строе человек мог выжить только в обществе других людей, а, оставшись один, был обречен на гибель. В связи с этим у многих племен был определен срок отсутствия, по прошествии которого человек, покинувший свой род и племя, считался умершим.
Долго уговаривал Добрыня ее никуда не ходить, здесь ее богам жертву принести. Не послушала Валге, убежала на рассвете. Проснулся Добрыня – нет жены. Погоревал, да делать нечего, пошел искать. Вышел за деревню, а навстречу ему старейшина рода:
- Здравствуй! Куда путь держишь?
Рассказал ему Добрыня о своем несчастье.
- Эх, молодец! Зачем ты чужую одежду спалил? Не ты одевал, не тебе и снимать было! Ну, я тебе помогу. Ступай по этой тропинке, она приведет к племени охотников.
Пошел Добрыня по тропинке. Шел долго по лесам чужого племени, только зверя, птицу не бил, рыб не ловил – грибами и ягодами питался
Вышел к маленькой избушке без окон, без дверей, на куренных ножках.
Куренный - обожженный. В. И. Даль в своем толковом словаре пишет, что слово “кур” означало дым. Избушка стояла на столбах (ногах), которые для защиты от быстрого гниения обкурили, обожгли. (слайд 15)
Приподнял молодец крышу и увидел скелет. Ноги костяные в углы расставлены, груди на грядке, зубы на полке.
Ноги костяные. У покрытого истлевающей одеждой скелета, прежде всего бросаются в глаза свободные от одежды части: зубы и ноги. Приводимая в сказке
Деталь свидетельствует о том, что избушка была очень маленькая и ноги для устойчивости посадки мертвеца расставляли к боковым стенкам.
Грядка – это круглая палочка, устанавливаемая горизонтально от одной стены до другой. Расположенная под грудью, она поддерживала труп, не давая ему упасть вперёд.
Полка – плоская дощечка от стены до стены, устанавливалась для поддержания головы. (слайд 16)
Понял Добрыня, что это захоронение святой женщины из племени охотников. Решил он испросить у неё благословения. Сел перед избушкой и говорит:
- Не сердись на меня, бабушка, что пришёл в твой лес. Я зверя не бил, птицу не стрелял и рыбу не ловил. Не корысти ищу, а жену. Благослови на дело доброе.
В древности мир считали трехчастным: небо – Верхний мир, земля – Средний мир, подземное пространство – Нижний мир, Мир мертвых. Многие народы, в том числе угрофинские, верили, что каждый человек имеет две души: светлую и темную. Светлая душа, или душа-тень – толкает на злые, дурные поступки. После смерти светлая душа улетает на небо и живет там в образе птицы, а темная, достигнув Нижнего мира, как бы возрождается там в образе умершего человека. Этот человек живет в Мире мертвых и день ото дня молодеет, так как Нижний мир – это полная противоположенность нашему миру, и, причем в зеркальном отражении. В конце концов тень умершего человека совсем уменьшается и исчезает. В тот же миг на земле рождается младенец, а из Верхнего мира возвращается душа-птица и одушевляет новорожденного. Люди боялись души-тени, поэтому, если умирал плохой человек с большой черной душой, его закапывали глубоко в землю, иногда лицом в землю, чтобы его душа-тень быстрее ушла в Нижний мир. Напротив, безгрешных младенцев хоронили в неглубоких ямках, чаще клали в дупла или, положив зыбку (люльку), вешали на ветви деревьев. Так родственники стремились сократить душе-птице умершего путь на небо. В соответствии с этими представлениями самых достойных хоронили на возвышениях или в домиках на сваях. Вероятно, к таким захоронениям относится и угрофинское в избушке на сваях. (слайд 17)
Долго сидел Добрынюшка. Долго ждал знака Царства небесного или Царства подземного. Вдруг видит: серая птичка прилетела и на избушку села. Это лесная баба добрый знак ему подала. Поклонился Добрыня ей и пошел дальше.
Вера в добрые и не добрые предзнаменования существует и сейчас. Боязнь, например, черных кошек.
Шел он долго ли, коротко ли по лесам охотничьего племени. Вышел к реке, а у реки как раз и жили лесные охотники. Зашел в крайнюю избушку, а в ней старуха лежит.
- Здравствуй! – говорит Добрыня.
- Фу! Фу! Русский! – Заворчала старуха. – Зачем пожаловал?
- Ах ты, старая хрычовка! – возмутился Добрыня – Так-то ты гостя встречаешь?! Ты бы прежде меня напоила, накормила, в бане выпарила, да тогда бы спрашивала.
Законы гостеприимства были схожими у всех народов. Человек, вошедший в дом, должен был получить от хозяина кров, пищу и защиту. Любого, не оказавшего помощи путнику, сурово осуждали люди и, как считалось, боги.
(слайд 18)
Стыдно стало старухе. Встала она, накормила Добрыню, напоила, в бане выпарила, а он рассказал ей, что ищет жену свою, Валге.
- А, знаю! – сказала старуха – Она в племя вернулась, все ее простили, да Кощей Бессмертный Валге у себя женой оставил.
- Как же?! – поразился Добрыня – Ведь она моя жена?!
- Была твоей и твоей навек бы осталась, коль семь лун с тобой прожила. Только тот, кто вне рода семь лун проживет, перестанет принадлежать роду и его богам. Ты ее одежду сжег, и она вынуждена была вернуться. Кощей – вождь рода, кудесник рода и отец рода. Все девушки сначала ему принадлежат. Валге ты до срока у нее выкрал, поэтому, кода она вернулась, он ее у себя оставил, - объяснила старуха.
- Я убью Кощея! – сказал Добрыня.
- Трудно Валге вернуть, нелегко с Кощеем сладить! Он ведь бессмертный.
- Бессмертных не бывает!
- Бывают. Жизнь человека в его душе. Он свою душу от тела отделил, в оберег спрятал. Только тот, кто тайный оберег Кощея найдет и на глазах у него сломает, и сможет убить Кощея Бессмертного!
После того как утвердилось представление о том, что душа есть основная сущность жизни, у людей возникла идея спрятать ее куда-нибудь и самим сделаться бессмертными. У древних народов были специальные заклинания, произнеся которые, человек мог сам отделить душу от тела и перевести ее в какой-либо предмет. Человек, спрятавший свою душу, был бесстрашен в бою, так как не сомневался в своем бессмертии. Это придавало ему силы, спасало от гибели. (слайд 19)
- А какой это оберег? Где он? Где смерть Кощея? – спросил Добрыня.
- Не знаю, - ответила старуха. Завтра поутру Кощей уезжает на войну. Найди Валге и спроси у нее. Может, она знает?
Наутро Кощей со двора, а Добрыня во двор – стал у ворот и стучится. Валге отворила, глянула и заплакала. Вошли они в дом, сели за стол и стали разговаривать. Научает Добрыня Валге:
- Спроси у Кощея Бессмертного, где его смерть.
- Хорошо, спрошу.
Только Добрыня успел со двора уйти, а Кощей - во двор.
- А-а-а! – говорит. – Русской косткой пахнет! Знать, у тебя Добрыня был!
- Что ты, Кощей Бессмертный! Где мне Добрыню видеть? Как ему сюда добраться? Никому не пройти лесов дремучих, грязей вязучих. А коли пошёл Добрыня за мной, то его поди, звери съели.
Стали они ужинать. Валге и спрашивает:
- Скажи мне, Кощей Бессмертный, где твоя смерть?
- На что тебе, глупая баба?
- Я жена твоя, хочу всё о тебе знать.
- Моя смерть, - усмехнулся Кощей, - в этом венике завязана.
Рано утром уехал Кощей на войну, а Добрыня пришел к Валге и спрашивает:
- Узнала, где смерть Кощея?
- Узнала. Кощей сказал, что в этом венике завязана.
- Нет, - говорит Добрыня, - что-то тут не то. Не мог Кощей оберегом веник сделать. Он обманул тебя. Притворись поглупее, да будь похитрее. Выведай получше.
- Хорошо, - ответила Валге. – Выведаю.
Только успел Добрыня со двора уйти, а Кощей – во двор.
- А-а-а!- говорит. – Русским духом пахнет! Знать, у тебя Добрыня был.
- Что ты! Не пройти ему лесов дремучих. А коли пошел за мной, так его, поди, звери растерзали.
Глянул Кощей на стол, а на столе веник стоит, весь яркими лентами да золотыми украшениями разукрашен.
- Ты что веник на стол поставила, да еще и золотом разукрасила?! – возмутился Кощей.
- Ах, Кощей Бессмертный! Сам видишь, как я тебя почитаю: коли ты мне дорог, так и смерть твоя мне дорога! Сам же сказал, что смерть твоя в венике завязана!
- Неразумная! То я пошутил, - смягчился Кощей.
- А где же твоя смерть? – спрашивает Валге.
- Моя смерть в стреле, стрела в колоде, колода на дубу, дуб на горе, гора на острове, остров посреди большого озера.
Наутро как только уехал Кощей на войну, рассказала Валге Добрыне, где искать Кощееву смерть.
Пришел Добрыня к тому озеру, сделал плот и добрался до озера. Поднялся на гору, нашел старый дуб, снял с него засмоленную колоду и разбил. Достал заветную черную стрелу, в которую Кощей свою душу перевел, и принес ее к Кощееву дому. Как увидел Кощей свой оберег, так и затрясся от злости. Бросился он на Добрыню, но Добрыня успел стрелу сломать. Стали они бится-сражаться, да сил у Кощея уже не было. Сколько не бился Кощей, сколько не метался во все стороны, а убил его Добрыня. Вошел он в дом Кощея и вывел Валге.
А тут уж лесные охотники пришли, стали просить Добрыню их вождем стать.
Не согласился Добрыня и воротился вместе с Валге к русским. Князь на радостях устроил пир. С тех пор уже никто не называл Валге лягушкой. Стали ее Светланой звать. Жили они с Добрыней долго и счастливо, а предки их и сейчас на Руси живут.
Заключение
Джон Рональд Руэл Толкиен пишет: "Ясно, что волшебные истории очень древни. Они появляются среди самых старых из известных записей; они вездесущи - как и язык. Здесь мы сталкиваемся с разными сторонами проблемы: независимое развитие сходных историй; родство их; распространение знания из одного или нескольких центров.
История волшебных сказок, возможно, гораздо сложнее, чем история человечества. Все три фактора: родство, распространение и независимое создание сходных легенд - сыграли свою роль в запутанной сети Сказаний. Вряд ли кто-нибудь сможет ныне распутать ее, разве что эльфы. Из трех этих сил создание сказки, безусловно, самая важная и самая таинственная.
Если говорить о создателе волшебной истории, сказочнике, - то две другие силы можно оставить пока в стороне. Распространение - это всего лишь вопрос об истоках, т.е. места, где некогда жил изобретатель; родство, т.е. распространение историй во времени, мы найдем, исследуя родственные связи и найдя прародителя. Допуская независимое возникновение в мире сходных историй, - мы просто увеличим число предков-изобретателей, но ничуть не приблизимся к пониманию их даров нам"
После такого анализа остается только воскликнуть: "Я знаю только то, что ничего не знаю. На этом я заканчиваю мое долгое путешествие к истокам реки забвения. И как говорили меряне: joulus pa joulus. Да будет и будет жить наше финское прошлое в русской народной сказке! (слайд 21)
@темы: Просто так...