26.11.2009 в 21:50
Пишет  Sherwood:

Фильм: Короткое замыкание
"Короткое замыкание": лампочки накаливания
24 ноября 2009 - 14:11

Перед нами отечественный киноальманах – продукт более привычный, чем кажется. Вспомните классическую "Операцию Ы и другие приключения Шурика" – три новеллы "Напарник", "Наваждение" и "Операция "Ы" объединены главным героем, а более ничем. 1965 год, 69,5 млн зрителей. Гайдаю было не впервой работать в коротком метре: в 1961-м на экранах появилась знаменитая троица – Бывалый, Трус и Балбес – в фильме "Пес Барбос и необычный кросс", он потом стал пятым номером в киноальманахе "Совершенно серьезно". И гайдаевские же "Деловые люди" – экранизация новелл О'Генри "Дороги, которые мы выбираем", "Родственные души" и "Вождь краснокожих" (1962) – тоже альманах, только принцип иной: один автор литературной основы.
Альманахов было немало; в основном, они имели юмористическую и сатирическую направленность (вспомните многие знаменитые патриотические "Боевые киносборники" военных лет: призывали к мужеству, издеваясь над фашистом) – такие фильмоединицы считались чем-то не столь важным, как полнометражные игровые постановки (которые и назывались "художественными"). В советском прокате большинство из них успеха не имели: публика воспринимала недлинное кино как киножурнал – аперитив.

Но короткометражки производились в достаточно большом количестве – обязательная, после дипломной работы, существовала первая такая постановка у каждого режиссера; на экран они не выходили вовсе. Это теперь их собирают в пачки и возят по всем фестивалям, демонстрируя, с чего начинал Тарковский, Абдрашитов, Овчаров и все остальные классики и корифеи отечественного кино. Зрелище, надо сказать, замечательно интересное.
В прокате, насколько я помню, имелось два исключения: в кинотеатрах архивных фильмов (в столицах таких имелось по штуке, не знаю, как в других городах) периодически крутили выдающиеся альманахи "Три шага в бреду" (1968; Луи Маль, Федерико Феллини, Роже Вадим с Аленом Делоном, Брижитт Бардо, Теренсом Стампом и Джейн Фондой) и "Боккаччо-70" (1962; Витторио Де Сика, Марио Моничелли, Федерико Феллини, Лукино Висконти с Софи Лорен, Марисой Солинас, Анитой Экберг, Роми Шнайдер).


читать дальше

URL записи